ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Особенности национального налогообложения

Вопросы налогообложения стали «головной болью» для казахстанских хлебопеков, молочников и прочих переработчиков сельхозсырья. В последнее время заметна тенденция к ликвидации ИП, осуществляющих деятельность в сфере переработки сельскохозяйственного сырья.

Дело в том, что с 1 января 2012 года по инициативе Налогового комитета РК внесены изменения в ст.267 Налогового Кодекса в части замены определения «организация» на «юридическое лицо». А это значит, что такие индивидуальные предприниматели лишись права платить налог на добавленную стоимость (НДС) со скидкой в 70%. Вот и выходит, что в нашей стране быстрее растут не огурцы и пшеница, а налоги. А налоговые «агрономы» тем самым теряют авторитет среди производственников.

Оказывается для того чтобы утром на Вашем столе стояла свежая буханка хлеба, нужно не только вырастить пшеницу, перемолоть ее в муку, тесто смесить да в пекарне выпечь, нужно еще для этого непременно … быть юридическим лицом. Не вздумайте испечь хлеб в качестве индивидуального предпринимателя! По мнению Налогового Комитета РК тесто от этого не замесится и хлеб испечется не такой, как нужно.

История с особенностями налогообложения индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья, стала достоянием общественности в 2010 году, когда налоговые органы решили, что пекарня, в которой работает не один десяток человек, не является организацией, если зарегистрировано как индивидуальный предприниматель.

Напомним, что с 2007 года организации, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, получили право платить налог на добавленную стоимость (НДС) со скидкой в 70%. Согласитесь, неплохой дисконт для поддержки субъектов частного предпринимательства, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья. Единственная загвоздка заключается в том, что в статье 267 Налогового Кодекса, регулирующей порядок уплаты НДС в отдельных случаях, было использовано слово «организация». Из-за ее трактовки и начался весь «сыр-бор».

С 2007 года по 2010 год индивидуальные предприниматели, например, Восточно-Казахстанской и Карагандинской области, без каких-либо проблем применяли 267-статью Налогового Кодекса, пекли хлеб, обеспечивали население самым главным продуктом и честно платили налог в бюджет Казахстана, создавали рабочие места, платили заработную плату.

Благоприятному налоговому режиму пришел конец тогда, когда в 2010 году налоговые органы предъявили иски против этих индивидуальных предпринимателей, с требованием выплатить НДС за 3 года (!) в 100%-ном размере со всеми штрафами и пенями. Сам по себе напрашивается вопрос: почему же в течение предыдущих 3-х лет налоговые органы принимали отчетность и сам налог (НДС) по льготному режиму без замечаний?

Следует отметить, что налоговики проиграли дела в первой и апелляционной инстанциях, в связи с чем обратились в Надзорную коллегию Верховного Суда РК. Над предпринимателями нависла угроза разорения.

За предпринимателей вступилась общественность. При поддержке председателя Профсоюза работников малого и среднего бизнеса ВКО Галины Казанцевой, индивидуальные предприниматели начали направлять в высокие инстанции жалобы на действия налоговых органов, что, однако, не умерило пыл борцов за полноту казны государственной. В связи с чем, индивидуальные предприниматели обратились за защитой и поддержкой в Общественный совет по защите прав предпринимателей Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» (НЭПК «Союз «Атамекен»).

Проблемы налогового администрирования ст.267 Налогового Кодекса РК были вынесены на повестку дня первого заседания Общественного совета по защите прав предпринимателей НЭПК «Союз «Атамекен». Руководство НЭПК «Союз «Атамекен», взяв вопрос под контроль, добилось рассмотрения данной проблемы на высшем уровне - в Правительстве Республики Казахстан.

Этому предшествовала долгая и упорная работа по анализу ситуации, сбору доказательной базы. Большое содействие в решении проблемы было оказано Депутатом Мажилиса Парламента РК А.С. Соловьевой, обратившейся с депутатским запросом в Генеральную Прокуратуру РК. Генеральная Прокуратура поддержала позицию предпринимателей, ответив, что, цитата: «льгота предусмотрена для переработчиков сельскохозяйственной продукции и условия ее предоставления должны исходить из вида деятельности, а не из организационно-правовой формы налогоплательщика».

28 ноября 2011 года под председательством Премьер-Министра РК К.К. Масимова состоялось заседание Консультационного совета по вопросам налогообложения, по результатам которого принят Протокол №7, где налоговым органам дано указание при налоговом администрировании статьи 267 
Налогового Кодекса за период до 1 января 2012 года учитывать позицию Генеральной Прокуратуры и Министерства сельского хозяйства о том, что термин «организация» может быть применен как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям.

После активного вмешательства НЭПК «Союз «Атамекен» ситуация в корне изменилась. По всем искам против индивидуальных предпринимателей (Ушакова И.В., Балтаев Н.К., Сидоров В.Ю., Межебицкий А.В., Межебицкая М.И., Леонтьева Т.Я.) Верховный Суд РК отказал налоговым органам в удовлетворении их требований.

Однако торжество справедливости продлилось недолго. С 1 января 2012 года вступил в силу Закон РК от 21 июля 2011 года № 467-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», которым в числе прочего внесены изменения в 267 статью Налогового Кодекса. Налоговый комитет взял реванш с предпринимателей, заменив слово «организация» на слова «юридические лица». Предложение НЭПК «Союз «Атамекен» об использовании термина «налогоплательщик» во внимание принято не было. Легкие словесные манипуляции налоговых органов «аукнулись» индивидуальным предпринимателям колоссальными убытками и организационными издержками.

Все индивидуальные предприниматели, подпадавшие под действие ст.267 Налогового Кодекса, были вынуждены начать процедуру ликвидации, так как законодательство не предусматривает возможность перерегистрации ИП в ТОО. К слову, процедура ликвидации, проводимая теми же налоговыми органами, может длиться не один месяц и не один год. Начата регистрация ТОО, проводится переоформление всех договоров с поставщиками и покупателями, осуществляется перевод работников с ИП на ТОО, закрываются и вновь открываются счета в банках, переоформляются кассовые аппараты и т.д. и т.п.

Следует отметить, что все эти процедуры не бесплатные и требуют значительных денежных затрат, а также отнимают много времени и сил предпринимателей, отвлекая их от основной производственной деятельности. Те индивидуальные предприниматели, которые не успели вовремя провести перечисленные выше процедуры вынуждены платить НДС по 100%-ной ставке, ежемесячно теряя огромные суммы.

Спрашивается, что нужно государству, в лице налоговых органов, разовое поступление значительной суммы в бюджет или стабильное развитие предпринимательства на селе, обеспеченность населения рабочими местами и отечественной сельскохозяйственной продукцией?

Чего у нас в грядущие годы будет больше - хлеба или зрелищ?..

Источник: Kursiv.kz