ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Будь в тренде – защищай свой бизнес

«Не помогают, так хоть бы не мешали» - такое отношение к государственным органам укоренилось у отечественных предпринимателей. Бизнесмены зачастую ошибаются, предполагая, что защитить свои права они могут только в суде. Сегодня у казахстанских предпринимателей есть возможность отстоять свои права с помощью разных способов. Именно диалог власти и предпринимателей может способствовать так называемому благоприятному бизнес-климату.

«Скорая помощь» прокуратуры

В настоящее время прокуратура принимает ряд мер по улучшению этой ситуации. По информации Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, озвученной на заседании Рабочей группы по вопросам защиты предпринимателей, в 2011 году выявлено 906 незаконных проверок и по 2995 проверкам отказано в регистрации.

Сегодня в Казахстане функционирует проект «Бизнес тірегі», направленный на обеспечение прозрачности процедуры проведения проверок бизнеса. Уже во многих регионах республики действуют мобильные группы, которые готовы принять жалобы от предпринимателей, выезжать и разъяснять требования законодательства тому или иному госоргану, либо принимать конкретные меры в отношении виновных должностных лиц.

Предприниматели не отрицают, что сам факт наличия подобного проекта свидетельствует об установлении устойчивого тренда на государственную защиту интересов бизнеса. По мнению экспертов, данный проект будет эффективен только при обоюдном взаимодействии бизнеса и органов прокуратуры.

Инновации для бизнеса

Так, на информационном сервисе, размещенном на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РК www.prokuror.kz, в разделе «Информация о регистрации проверок предпринимателей» по номеру регистрации на акте, введя его в соответствующее поле, можно проверить достоверность регистрации, наименование органа, вопрос и период проверки, а также данные о проверяющем лице.

Аналогичную информацию о проверке можно незамедлительно получить, отправив через SMS-сообщение номер регистрации акта проверки на короткий номер 1012. 

Также у предпринимателя есть возможность воспользоваться на сайте «Обратной связью» с Генеральной прокуратурой и сообщить о нарушениях по допущенных в ходе проверок.

Такими нарушениями являются:

  1. Превышение компетенции проверяющего органа или предъявление требований, не относящихся к предмету проверки;
  2. Превышение или истечение сроков проведения проверки, указанных в акте;
  3. Выход за пределы проверяемого периода, указанного в акте;
  4. Привлечение к проверке лиц, не указанных в акте проверки;
  5. Воспрепятствование в период проведения проверки установленному режиму работы предпринимателя;
  6. Воспрепятствование присутствию предпринимателя при проведении проверки, а также фиксации процесса ее осуществления;
  7. Необеспечение сохранности полученных в результате проведения проверки документов и сведений. Для направления сообщения достаточно сообщить свои данные и указать о допущенных нарушениях.

По информации Генпрокуратуры РК, в 65% случаев обращений факты незаконного вмешательства и незаконных проверок подтвердились. После внедрения проекта в течение года на 32% (с 200 до 263) увеличилось среднемесячное количество отказов в регистрации незаконных проверок.

Обратная сторона контроля

Как известно, 6 января 2011 года принят Закон РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», регламентирующий порядок осуществления государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов частного предпринимательства. В нем систематизированы виды проверок субъектов частного предпринимательства и основания их назначения, порядок организации и проведения. 

Однако, по мнению экспертов Национальной экономической палаты Казахстана «Союз» Атамекен», в этом законе есть большое количество исключений и отсылочных норм для органов налоговой службы, правоохранительных органов, нераспространения норм Закона на проверки проводимые органом таможенного контроля, антимонопольного органа и т.п.

А это уже выбивается из тренда государственной защиты бизнеса. Как подчеркивают эксперты, такое положение не в должной мере соответствует поручению Главы государства от 1 сентября 2009 года на открытии III сессии Парламента четвертого созыва, относительно проекта Закона о контрольной и надзорной деятельности: «…Надо все свести в одном Законе, все остальные поставить на утрату и навести порядок, чтобы проверяющие органы не давили на малый и средний бизнес.».

По словам бизнесменов, есть и положительные стороны данного закона. В частности, статья 27 предусматривает не допуск к проверке в случае назначения государственным органом повторной проверки по одному и тому же вопросу, за один и тот же период, отсутствия оснований для проведения проверки, не соблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке.

У предпринимателей теперь есть возможность фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки с помощью средств аудио-видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица. Более того, бизнесмены вправе привлекать третьих лиц в целях представления своих интересов и прав.

[не]Прозрачность в Интернете

Бизнес-сообщество считает, что если госорганы стали использовать новые технологии, то нужно их по назначению и использовать. Согласно закону органы контроля и надзора на постоянной и непрерывной основе обязаны вести ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия.

Сводные данные ведомственной отчетности по проверкам проверяемых субъектов публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов. Однако зачастую государственные органы не соблюдают данные требования закона. Размещаемые данные о проверках не всегда соответствуют данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

К примеру, на интернет-ресурсах министерств здравоохранения (в области госсаниэпиднадзора), по чрезвычайным ситуациям (в сфере промышленной безопасности), сельского хозяйства (в области рыбного, водного, лесного и охотничьего хозяйства), транспорта и коммуникации, финансов, индустрии и новых технологии (в области энергонадзора и недропользования), юстиции (в сфере интеллектуальной собственности), агентства по управлению земельными ресурсами в основном информация о проведенных проверках размещены по состоянию только на сентябрь - ноябрь месяцы 2011 года, а в некоторых случаях и по состоянию на 2010 год, что не в должной мере отражает информацию о количестве проверок.

Вместе с тем, на интернет-ресурсах министерств труда и социальной защиты населения, нефти и газа, образования и науки ведомственная отчетность по проведенным проверкам бизнеса не размещена либо ее сложно найти. Словом, навигация и юзабилити государственных сайтов порой оставляют желать лучшего.

Стал жертвой коррупции - звони «144»

Искоренить совсем практику незаконных проверок либо проверок с нарушением процедур пока не удается. Но при этом появляются новые инструменты взаимодействия с властью. Так, на всей территории республики действует единый телефон доверия органов финансовой полиции – «144». 

Каждый предприниматель может сообщать информацию о незаконном вмешательстве в предпринимательскую деятельность, правонарушениях сдерживающих развитие законного предпринимательства, фактах коррупции.

На суд общественности

У казахстанских предпринимателей есть еще один эффективный инструмент для защиты своего бизнеса. Общественный совет по защите прав предпринимателей НЭПК «Союз «Атамекен» создан именно в целях недопущения фактов незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность и преодоления административных барьеров.

Среди членов Совета – депутаты Мажилиса Парламента РК, представители отраслевых и региональных ассоциаций и союзов предпринимателей, эксперты государственных органов.

На заседаниях Совета поднимаются острые вопросы предпринимательства и обсуждаются пути их решения. По противоправным действиям должностных лиц в отношении предпринимателей членами Совета дается правовая и общественная оценка, а решения Совета направляются в государственные органы и затем контролируются на предмет исполнения. На веб-портале палаты «Атамекен» http://www.atameken-kz.com/ функционирует Online приемная для реагирования на ситуации с нарушением прав предпринимателей.

Источник: Kursiv.kz